Утвержден на педсовете
МКДОУ «Детский сад №5 «Тополек»
Протокол №1 от 29.08.2014 г.
Заведующая МКДОУ «Детский сад №5 «Тополек»
__________________________Косенко И. В.
Материалы кружка
«Волшебные краски»
Для детей 4 – 6 лет.
Подготовила:
Сабодашова Н. В. –
воспитатель 1 кв. категории
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели. Задачи. Основные методы работы.
- Форма обучения. Пути и методы реализации.
- Интеграция с образовательных областей.
- Педагогический анализ. Предполагаемый результат.
- Перспективный план работы с детьми.
- Литература.
- Приложения.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Рисование и декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Программа кружка разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности Программы « От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой с применением парциальных программ: «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Грибовской А.А, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г.С., «Изобразительная деятельность в детском саду» Аверьяновой А.П. Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием жанров изобразительного исскуства, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки, узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
развитие у детей подлинного художественного вкуса, самостоятельность суждений, а также уверенность в себе и своих возможностях.
Задачи:
1. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
2.Обучение навыкам декоративного рисования.
3.Развивать художественное воображение у детей, творчество, интерес к процессу и результату рисования.
4.Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать, представлять по памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
5.Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
6.Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца, анализ образца. Составление плана работы по изображению.
Практической последовательности – изображение под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Форма обучения: специально организованная деятельность.
Программа кружка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности (предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу) с использованием нетрадиционных техник рисования. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 15 человек, 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 - 25 минут.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Пути и методы реализации
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, короткие стихотворения.
3. Рисование кистью (разных размеров), ватной палочкой, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Правильный подбор мебели, освещения.
6. Гимнастика для глаз.
7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:
Познание: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание фольклорных произведений.
Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, развивается связная речь.
Чтение художественной литературы: знакомятся с литературными произведениями; читают наизусть небольшие стихотворения.
Художественное творчество: развивается интерес к произведениям народного искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза); дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию произведений.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Предполагаемый результат:
1.Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
2.Владение способами нестандартного раскрашивания;
3.Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
4.Композиционные умения;
5.Проявление фантазии, художественного творчества;
6.Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
7.Использование навыков в самостоятельной деятельности;
8.Умение декоративно оформлять готовую работу;
9.Интерес к изобразительной деятельности.
10.Улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Перспективный план работы с детьми.
Наименование темы |
Содержание НОД |
Вид, форма НОД, выставка | |
Сентябрь |
1. «Букет цветов» Цвет в рисунке. Цветовой спектр. Колорит. Вводное. |
|
Составление декоративного панно (коллективная работа) |
2. «Золотая осень» Знакомство с жанрами живописи: пейзаж. |
|
Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа) | |
3. «Орнамент» Ритм и композиция рисунка. Хохломская роспись. |
|
Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки. | |
4. «Мамочка» Знакомство с жанрами живописи: портрет. |
|
Выставка детских работ «Мамочка» (к Дню Матери) |
|
Октябрь | 1. «Мы любим дарить подарки друзьям». |
|
Составление подарочных альбомов ко Дню рождения. |
2. «Картина». Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами. |
|
Раскрашивание картины. | |
3. Роспись платка, косынки. Жостовская роспись. |
|
Выполнение росписи платка, косынки, фартука с использованием коми орнамента. | |
4. «Скатерть-самобранка». Знакомство с жанрами живописи: натюрморт. |
|
Коллективная работа «Скатерть-самобранка». | |
Ноябрь |
1. «Моя любимая игрушка». Использование смешанной техники живописи: живопись-лепка, живопись-аппликация, живопись-коллаж. |
|
Выставка детских работ. |
2. «Зимняя улица», «Первый снег». Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись. |
|
Коллективная работа «Зимняя улица», «Первый снег». | |
3. «Волшебный мир ночи», «Космос». Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер. |
|
Выставка работ «Волшебный мир ночи», «Космос». | |
3. Роспись фартука. Жостовская роспись. |
|
Выполнение росписи платка, косынки, фартука с использованием коми орнамента. | |
Декабрь |
1. «Новогодние игрушки». Использование живописи, аппликации в техническом творчестве. |
|
Изготовление новогодних украшений, фонариков. |
2. «Маскарад». Использование живописи, аппликации в техническом творчестве. |
|
Изготовление новогодних карнавальных масок и шапочек. | |
3. «Приглашение на новогоднюю ёлку». Составление сюжетной картины. |
|
Составление декоративного панно «Приглашение на новогоднюю ёлку» (коллективная работа) | |
4. «Чудесные картинки». Знакомство с гжелью. |
|
Выставка «Чудесные картинки». | |
Январь |
1. «Весёлый праздник – Новый год». Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо. |
|
Выставка коллективной работы «Весёлый праздник – Новый год». |
2. «Рождество в рисунках детей». Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка. |
|
Выставка работ «Рождество в рисунках детей». | |
4. «Домик для куклы». Изготовление наряда и домика для матрешки (техника рисунка и аппликации). |
|
Создание панно «Домик для матрешки». | |
Февраль | 1. «Сказка всегда разноцветная». |
|
Создание панно «Герои сказок живут с нами» (коллективная работа) |
2. Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг. |
|
Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон. | |
3. «На арене цирка». |
|
Выполнение декоративного панно «На арене цирка». | |
4. «23 февраля – День защитников Отечества». |
|
Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества». | |
Март | 1. «Край родной, край любимый» |
|
Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец». |
2. «8 Марта» Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки. Выполнение сюжетной бытовой картины. |
|
Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта. | |
3. Свободное творчество детей. (Декоративное рисование) |
|
Роспись готовых изделий ко Дню рождения. | |
4. «Натюрморт». Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. |
|
Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки. | |
Апрель |
1. «Весёлый хоровод». Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь) |
|
Выполнение куклы с прорисовкой деталей костюма «Весёлый хоровод». |
2. «Город мастеров». (Декоративно-прикладные виды искусства). |
|
Создание музея в городе «Город мастеров». | |
3. Волшебный мир искусства «Музеи мира». |
|
Создание музея в группе «Город мастеров». | |
4. «Разноцветный хоровод». |
|
Выполнение панно «Разноцветный хоровод». | |
Май |
1. «Моя любимая кукла, игрушка». |
|
Выставка «Наши любимые игрушки» |
2. «Праздничная улица». |
|
Выставка работ ко Дню Победы. | |
3. «Цветущая весна». |
|
Выставка работ и изготовление декоративного панно «Цветущая весна». | |
4. Рисуем, творим, фантазируем. (Итоговое). |
|
Открытое мероприятие. |
План кружковой работы разработан на основе:
1. Программы «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Мозаика-Синтез, 2010
2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
3. Письмо министерства образования российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
4.Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
5. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Издательство Мозаика - Синтез, Москва, 2008
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., ТЦ Сфера, 2007.
Список детей
посещающих кружок «Волшебные краски»
№ |
Ф. И. ребенка |
Дата рождения |
1 |
Алтухова Соня |
22.01.2010 г. |
2 |
Бельченко Алена |
12.10.2010 г. |
3 |
Бугунов Роман |
09.08.2009 г. |
4 |
Ветров Дмитрий |
31.07.2008 г. |
5 |
Жигалкина Елена |
26.09.2010 г. |
6 |
Жигалкин Василий |
25.05.2009 г. |
7 |
Жигалкин Иван |
06.09.2008 г. |
8 |
Кацуба Захар |
07.04.2010 г. |
9 |
Косиченко Марина |
15.04.2010 г. |
10 |
Косиченко Максим |
13.11.2007 г. |
11 |
Крюкова Елизавета |
17.03.2010 г. |
12 |
Ким Алина |
26.09.2009 г. |
13 |
Панкратова Мария | 19.01.2009 г. |
14 |
Снегуркова Варвара |
07.04.2010 г. |
15 | Шушпанов Арсений | 29.10.2009 г. |