Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

                                                                                                

                                                                                                Утвержден на педсовете

                                                                                                МКДОУ «Детский сад №5 «Тополек»

                                                                                                Протокол №1 от 29.08.2014 г.

                                                                                                Заведующая МКДОУ «Детский сад №5 «Тополек»

                                                                                                 __________________________Косенко И. В.

image001

Материалы кружка

«Волшебные краски»

Для детей 4 – 6 лет.

Подготовила:

Сабодашова Н. В. –

воспитатель 1 кв. категории

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели. Задачи. Основные методы работы.
  3. Форма обучения. Пути и методы реализации.
  4. Интеграция с образовательных областей.
  5. Педагогический анализ. Предполагаемый результат.
  6. Перспективный план работы с детьми.
  7. Литература.
  8. Приложения.

 

Пояснительная записка

image002

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.    Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Рисование и декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Программа кружка разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности Программы « От рождения до школы» под редакцией  М.А.Васильевой с применением парциальных программ: «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Грибовской А.А, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г.С., «Изобразительная деятельность в детском саду» Аверьяновой А.П.                                   Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием жанров изобразительного исскуства, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки, узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

image003

 

Цель:

развитие у детей подлинного художественного вкуса, самостоятельность суждений, а также уверенность в себе и своих возможностях.

Задачи:

1. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.

2.Обучение навыкам декоративного рисования.

3.Развивать художественное воображение у детей, творчество, интерес к процессу и результату рисования.

4.Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать, представлять по памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

5.Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

6.Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Основные методы работы:


Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца, анализ образца. Составление плана работы по изображению.
Практической последовательности – изображение под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

image004

image005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма обучения: специально организованная деятельность.

Программа кружка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности (предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу) с использованием нетрадиционных техник рисования.  Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 15 человек, 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 - 25 минут.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Пути и методы реализации

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, короткие стихотворения.
3.
Рисование  кистью (разных размеров), ватной палочкой, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и  на слух.
5. Правильный подбор мебели, освещения.
6. Гимнастика для глаз.
7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями:

Познание: знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание фольклорных произведений.

Коммуникация: у детей развивается четкая, ясная дикция, развивается связная речь.

Чтение художественной литературы:  знакомятся с литературными произведениями; читают наизусть небольшие стихотворения.

Художественное творчество: развивается интерес к произведениям народного искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза);  дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию произведений.

image006

image007

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).

Предполагаемый результат:

1.Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

2.Владение способами нестандартного раскрашивания;

3.Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

4.Композиционные умения;

5.Проявление фантазии, художественного творчества;

6.Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

7.Использование навыков в самостоятельной деятельности;

8.Умение декоративно оформлять готовую работу;

9.Интерес к изобразительной деятельности.

10.Улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.



Перспективный план работы с детьми.

  Наименование темы

Содержание

НОД

Вид, форма НОД, выставка
Сентябрь

1. «Букет цветов»

Цвет в рисунке. Цветовой спектр. Колорит.

Вводное.

  • упражнение по смешиванию красок,
  • классификация цветов и оттенков,
  • теплая и холодная гамма цветов,
  • хроматические и ахроматические цвета.
Составление декоративного панно (коллективная работа)

2. «Золотая осень»

Знакомство с жанрами живописи: пейзаж.

  • путешествие в мир искусства: осенний пейзаж,
  • рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса.
Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа)

3. «Орнамент»

Ритм и композиция рисунка.

Хохломская роспись.

  • упражнение по составлению орнамента,
  • упражнения на ритмические сочетания,
  • колорит орнамента,
  • упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи.
Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки.

4. «Мамочка»

Знакомство с жанрами живописи: портрет.

  • передача характера человека, физиологических особенностей, профессии,
  • закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически.

Выставка детских работ «Мамочка»

(к Дню Матери)

Октябрь 1. «Мы любим дарить подарки друзьям».
  • Свободное творчество.
Составление подарочных альбомов ко Дню рождения.

2. «Картина».

Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами.

  • правила работы карандашом,
  • передача формы и цвета предметов штриховкой.
Раскрашивание картины.

3. Роспись платка, косынки.

Жостовская роспись.

  • орнамент,
  • центр композиции,
  • рисование отдельных элементов.
Выполнение росписи платка, косынки, фартука с использованием коми орнамента.

4. «Скатерть-самобранка».

Знакомство с жанрами живописи: натюрморт.

  • рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта,
  • рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.
Коллективная работа «Скатерть-самобранка».
Ноябрь

1. «Моя любимая игрушка».

Использование смешанной техники живописи: живопись-лепка, живопись-аппликация, живопись-коллаж.

  • мои любимые игрушки,
  • мой любимый уголок детского сада.
Выставка детских работ.

2. «Зимняя улица», «Первый снег».

Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись.

  • рисование зимних пейзажей,
  • передача холодной цветовой гаммы,
  • передача формы деревьев, кустарников, неба и т.д.
Коллективная работа «Зимняя улица», «Первый снег».

3. «Волшебный мир ночи», «Космос».

Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер.

  • изображение фантастических персонажей,
  • выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей),
  • передача цветового контраста.
Выставка работ «Волшебный мир ночи», «Космос».
 

3. Роспись фартука.

Жостовская роспись.

  • орнамент,
  • центр композиции,
  • рисование отдельных элементов.
Выполнение росписи платка, косынки, фартука с использованием коми орнамента.
Декабрь

1. «Новогодние игрушки».

Использование живописи, аппликации в техническом творчестве.

  • украшаем новогодние фонарики.
Изготовление новогодних украшений, фонариков.

2. «Маскарад».

Использование живописи, аппликации в техническом творчестве.

  • готовимся к новогоднему карнавалу.
Изготовление новогодних карнавальных масок и шапочек.

3. «Приглашение на новогоднюю ёлку».

Составление сюжетной картины.

  • закрепление понятий: композиция, ритм, колорит, цветовая гамма.
Составление декоративного панно «Приглашение на новогоднюю ёлку» (коллективная работа)

4. «Чудесные картинки».

Знакомство с гжелью.

  • знакомство с понятием симметрия,
  • развитие образного мышления.
Выставка «Чудесные картинки».
Январь

1. «Весёлый праздник – Новый год».

Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо.

  • выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год»,
  • закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма.

Выставка коллективной работы «Весёлый праздник – Новый год».

2. «Рождество в рисунках детей».

Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка.

  • передача настроения картины,
  • передача сюжетной линии.
Выставка работ «Рождество в рисунках детей».

4. «Домик для куклы».

Изготовление наряда и домика для матрешки (техника рисунка и аппликации).

  • выбор цветовой гаммы при создании наряда для куклы,
  • закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания,
  • создание объёма картины за счет использования аппликации.
Создание панно «Домик для матрешки».
Февраль 1. «Сказка всегда разноцветная».
  • изображение сказочных, фантастических персонажей,
  • передача сюжетной линии сказки,
  • закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма.
Создание панно «Герои сказок живут с нами» (коллективная работа)
2. Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг.
  • закрепление понятия – композиция рисунка,
  • изготовление шаблонов,
  • выбор цветовых сочетаний.
Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон.
3. «На арене цирка».
  • закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания,
  • передача настроения посредством цвета.
Выполнение декоративного панно «На арене цирка».
4. «23 февраля – День защитников Отечества».
  • изображение людей,
  • составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы.
Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества».
Март 1. «Край родной, край любимый»
  • работа в жанре пейзажа или портрета.
Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец».

2. «8 Марта»

Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки. Выполнение сюжетной бытовой картины.

  • изображение людей,
  • составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы.
Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.

3. Свободное творчество детей.

(Декоративное рисование)

  • «Мы любим дарить подарки друзьям».
Роспись готовых изделий ко Дню рождения.

4. «Натюрморт».

Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись.

  • закрепление понятий: натюрморт, пейзаж,
  • передача объёма и формы за счет использования лепки,
  • передача настроения посредством цвета.
Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки.
Апрель

1. «Весёлый хоровод».

Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь)

  • знакомство с народной игрушкой,
  • выполнение из пластилина одежды для кукол,
  • выполнение наряда для куклы.
Выполнение куклы с прорисовкой деталей костюма «Весёлый хоровод».

2. «Город мастеров».

(Декоративно-прикладные виды искусства).

  • виды декоративного искусства,
  • композиция, колорит, цвет.
Создание музея в городе «Город мастеров».
3. Волшебный мир искусства «Музеи мира».
  • знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор.
Создание музея в группе «Город мастеров».
4. «Разноцветный хоровод».
  • композиция, её элементы,
  • колорит, цветовая гамма.
Выполнение панно «Разноцветный хоровод».

Май

1. «Моя любимая кукла, игрушка».
  • передача пропорций тела человека, животного,
  • передача пропорций частей тела.
Выставка «Наши любимые игрушки»
2. «Праздничная улица».
  • закрепление жанра пейзаж,
  • закрепление техник набрызг, коллаж,
  • использование смешанной техники: рисунок + лепка.
Выставка работ ко Дню Победы.
3. «Цветущая весна».
  • композиция, её центр,
  • колорит весенней улицы,
  • весна в сказках и песнях.
Выставка работ и изготовление декоративного панно «Цветущая весна».

4. Рисуем, творим, фантазируем.

(Итоговое).

  • совместное творчество родителей и детей.
Открытое мероприятие.

План кружковой работы разработан на основе:

1. Программы «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Мозаика-Синтез, 2010

2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

3. Письмо  министерства  образования  российской Федерации  от  14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических  требованиях к   максимальной  нагрузке на  детей дошкольного  возраста  в  организованных  формах обучения».

4.Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

5. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Издательство Мозаика - Синтез, Москва, 2008

8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., ТЦ Сфера, 2007.

image008

Список детей

посещающих кружок «Волшебные краски»

Ф. И. ребенка

Дата рождения
1

Алтухова Соня

22.01.2010 г.
2

Бельченко Алена

12.10.2010 г.
3

Бугунов Роман

09.08.2009 г.
4

Ветров Дмитрий

31.07.2008 г.
5

Жигалкина Елена

26.09.2010 г.
6

Жигалкин Василий

25.05.2009 г.
7

Жигалкин Иван

06.09.2008 г.
8

Кацуба Захар

07.04.2010 г.
9

Косиченко Марина

15.04.2010 г.
10

Косиченко Максим

13.11.2007 г.
11

Крюкова Елизавета

17.03.2010 г.
12

Ким Алина

26.09.2009 г.

13

Панкратова Мария 19.01.2009 г.
14

Снегуркова Варвара

07.04.2010 г.
15 Шушпанов Арсений 29.10.2009 г.