Мастер – класс
для воспитателей по теме:
«Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста
через дидактические игры»
Подготовила: Брызгалина Е.В.- воспитатель 1 кв. категории.
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Ход мероприятия: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на встречу. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.
Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Например: игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы педагогов). Сегодня я Вам помогу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки» Описание игры. К каждой картинке Вы должны подобрать прищепки такого же цвета
Цель:учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)
Описание приготовления пособия:
Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.
«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку» Проявление творчества
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».
Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины, (круг)
Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата
На асфальте целиком, Откусила полквадрата –
И получится фигура – Целый угол, верь не верь!
Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?
(прямоугольник) (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.(квадраты)
Приглашаю поиграть в игру « Геометрическая мозайка» (конверт №2)
Описание игры. Я попрошу Вас, из лежащихна столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Работать будем парами.
Для изготовления данной игры вам понадобиться: - Салфетки универсальные Трафареты геометрических фигур. Данное пособие поможет:
Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представление о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.
Варианты игры: «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.
- Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- команда! Вам необходимо быстро и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
- Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру» возьмите конверт №3) На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.
Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!
Динамическая пауза Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
В следующей игре осваивают умения различать предметы по величине. Игра «Найди домики для мишек» Вам нужно наложить медведей на домик.
А теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать дидактическую игру по различению цвета. Дидактическая игра «Собери капельки»
Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.
Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета
Дидактическая игра «Подбери ключик», «Цветные автомобили»
Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т.п.). Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик), куда будут перевозиться предметы. Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
НОД по ФЭМП во второй младшей группе
Тема: Поездка в лес.
Образовательные области:
- Социально- коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно- эстетическое развитие
Цель: создание образовательной среды для формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательная:
учить детей сравнивать предметы по величине (высокая- низкая; большой-маленький);
закреплять умения детей распознавать и называть геометрические фигуры; продолжать расширять активный словарный запас.
Развивающая:
развивать память, внимание, мышление, воображение.
Воспитывающая:
воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музыку; интерес к занятию и совместной деятельности; умение следить за развитием действия, сопереживать героям сказки, воспитывать желание помогать.
Необходимый материал:
- Эмблемы каждому ребёнку: синий квадрат, красный круг, жёлтый треугольник, на стульчиках такие же фигуры.
- Магнитная доска: на нём паровозик без колёс.
- Геометрические фигуры для показа.
- Колёса для поезда (чёрные круги, квадраты и треугольники)
- Теремок с разными окнами (одно окно –круглой формы, там спрятана мышка, другое – квадратной формы, спрятана лягушка, третье окно – треугольной, пустое).
- Две елочки разной высоты.
- Магнитофон
- Музыка зайчика.
- 2 зайчика: один маленький, другой - большой.
- Лиса, платье на лисе порванное.
- На столе д/и «Подбери подходящую заплатку»
- Счетные палочки.
- Музыка медведя. Домики (геом.фигуры для игры).
Ход занятия:
- Организационый момент.
Приветствие гостей.
- Ребята, давайте все встанем в круг и поздороваемся. Все помните, где ваша правая рука?
На правой руке у вас эмблемы.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,
здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,
здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)
здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)
мы стоим рука в руке,
можем маленькими быть (приседаем)
можем мы большими быть (вырастаем на носочках)
но один никто не будет (соединяемся в середине).
- Молодцы! А теперь улыбнулись друг другу и садимся на стульчики. Каждый садится на тот стульчик, на котором нарисована соответствующая вашей эмблеме геометрическая фигура.
- Ребята, мы с вами сегодня будем помогать лесным зверям. И я вас приглашаю в зимний лес.
- А кто у нас живёт в лесу? (ответы детей: животные, дикие животные, заяц, лиса, волк, медведь)
- Сейчас мы сядем в поезд и отправимся в лес.
Внимание детей обратить на магнитную доску с поездом без колес.
1. Дидактическая игра «Подбери колеса к поезду»
- Ребята, посмотрите на наш поезд и скажите, сможем мы отправиться на нём в путь? (нет).
- Как вы думаете, почему? (У поезда нет колёс.)
- А из чего же нам можно сделать колёса для нашего поезда? Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры.
- Какие это фигуры? Дети повторяют: Геометрические фигуры.
- Кто сможет назвать? Ответы детей.
- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру нужно выбрать для того, чтобы сделать колёса для поезда? Почему? (Из кругов, потому что у них нет углов и их можно катать).
- Молодцы! Выбираем отсюда круги. Теперь, проверим, действительно ли круг покатится, проведём пальчиком по кругу:
Бежит палец по кругу, откуда ушёл, туда и вернулся.
- Правильно, он круглый, он катится. - Ну что же, давайте отремонтируем наш поезд и отправимся в путь. (Дети ставят по одному колесу к поезду на магнитной доске и сами строятся «паровозиком»).
Воспитатель встаёт впереди – он – паровоз, а дети – вагончики.
- Едем в лес, паровоз гудит «Ту - ту»
Стишок: все рассказывают и ходят.
Вот поезд наш мчится
Колёса стучат,
А в поезде нашем,
Ребята сидят,
Чу-чу-чу, садитесь прокачу!
-Ооо, посмотрите, ребята, какой домик стоит? Стоит в поле теремок Он не низок, не высок -Интересно кто там живёт?
- Чтобы открыть первое окно, нужно назвать на какую геометрическую фигуру (форму) оно похоже? (на круглую)
- А чтобы узнать, кто там живёт, вам надо отгадать загадку.
Живёт в норке, кушает корки.
Короткие ножки, боится кошек.
- Кто это? (мышка)
- Молодцы, конечно мышка. (Воспитатель открывает первое окно)
- А какой хвостик у мышки? (длинный, тонкий)
- А какой формы второе окно? (квадратное)
- Ой, а кто же тут спрятался?
- Отгадайте следующую загадку.
Быстро плавает в пруду,
Ловит целый день еду.
"Кто же ты? Шепни на ушко".
" Ква! " – ответила …(лягушка)
- Да, правильно, лягушка спряталась.
- А какие глаза у лягушки? (большие, круглые)
- А вот кто спрятался за третьим окном, я даже не знаю, откроем и посмотрим?
- ну и кто же спрятался? (никого)
- Молодцы! А из какой они сказки? (теремок)
- Да, теремок, а где же остальные звери? Вы знаете? Поищем их? (да)
- Тогда садимся в поезд и отправляемся в лес, возможно, мы их там найдём.
Поезд отправляется дальше. - Вот мы и приехали на лесную полянку. Ооо, как красиво в лесу. Давайте, подышим свежим воздухом (дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот)
-Как много снежинок вокруг. Подуем на них.
- Хорошо-то как! А давайте мы с вами прогуляемся по лесу.
- Посмотрите. Что это? (Елочки.)
- Они одинаковые, как вы думаете? (Нет)
- Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая).
- Давайте споём все вместе один куплет. «В лесу родилась елочка…»
- Молодцы! Как красиво все поёте.
- Дети, послушайте загадку и отгадайте, кто же пришёл на нас посмотреть?
Летом серый,
Зимой белый.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети отгадывают.
- Да, это зайчик. Молодцы, ребята! А заяц прискакал не один, а с …..(зайчонком)
- Конечно, к нам пришли два зайчика. Посмотрите внимательно, а какие это зайчики? (один большой, другой маленький).
- Да. Заяц – большой, а зайчонок - ……(маленький).
- Марк, посади большого зайчика под высокое дерево, а Кирилл – маленького зайчонка под низкое дерево. Молодцы!
- А теперь закройте глаза (убираю одного зайчика), открыли и сказали «Что изменилось?»
(нет одного зайчика)
Правильно!
- Ребята, а зайчики говорят, что хотят с нами поиграть. Поиграем с ними?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Молодцы! А теперь идём дальше.
- Воспитатель берёт и показывает лису (заранее подготовленная лиса, на платье приклеена заплатка из скотча, как будто порвана)
Посмотрите, дети, кто это идёт к нам? (Лиса)
- Она очень грустная. Как вы думаете, почему она такая грустная?
- Давайте, её спросим?
- Она говорит, что порвала своё платье и не может пойти на праздник нового года.
Вот посмотрите (показывает на дырку)
- Как жаль, а мы поможем лисичке? (да)
На столе д/и «Подбери заплатку»
- тогда подходим все к столу и подбираем нужную заплатку к платью лисички.
Дети подбирают нужную заплатку к платью лисички.
- Молодцы, ребята! Лисичка вас всех благодарит.
- Ребята, слышите, кто это топает так по лесу? .
Звучит грозная музыка медведя.
Да это же мишка – косолапый.- Скоро зима, а у мишки нет домика. Давайте построим домик.
- А вы хотите помочь ему? Да
Д/и из счётных палочек с образцом.
- Молодцы! Какие красивые домики построили.
- А теперь и мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик». Хотите поиграть?
- Нашим домиком будут фигуры.
Напомнить им об эмблемах, на которых нарисованы геометрические фигуры. Нужно найти соответствующий своей фигуре домик.
- Вы будете все медведями. Вы гуляете по лесу, покажите, как ходят медведи?
- Молодцы. Под музыку вы ходите, а когда музыка останавливается, вы должны найти свой домик.
- Молодцы, все нашли свой домик.
- Ну, вот и закончилась наша прогулка по лесной полянке. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Вам понравилась поездка? (ответы детей)
- Куда мы с вами ездили?
- На чём?
- А кому мы помогали в лесу?
- А теперь пора нам возвращаться в детский сад.
-Молодцы ребята!
- Давайте скажем всем нашим животным до свиданья и отправимся обратно в детский сад на нашем поезде. Садитесь в вагончики.
Вот поезд наш мчится
Колёса стучат
А в поезде нашем
Ребята сидят
Чу-чу-чу, садитесь, прокачу! Воспитатель уводит детей из группы.